Музей Ивана Гончара начинает серию тематических выставок «Избранное», где знакомить зрителей с лучшими образцами достижений фондовых коллекций музея. Мы представим украинские древности, собранные как Иван Макарович Гончаром его личной домашнего музея, так и учеными уже государственного музея в течение своего двадцатипятилетнего становления.
Начинаем проект выставкой – «Живопись».
В экспозиции представлены произведения народных художников, представляющих домашнюю и церковную икону народного письма XVII – середины ХХ веков из разных регионов Украины, в частности, Черкасской, Полтавской, Киевской, Черниговской, Подолии, Галиции, Буковины, Покутья, Среднего Приднепровья. В свое время Иван Гончар осознал значение этого художественного наследия народных самоукив- «богомазов» и сохранил от уничтожения во времена советского атеизма 500 единиц икон.
Среди уникальных экспонатов представлены образцы знаменитой народной картины типа «Казак Мамай» ХVIII столетий.Таки изображение казака с бандурой под дубом получили широкое бытование и встречалась ли не в каждой крестьянской избе. Рисовали его на дверях, стенах, ульях, на разных предметах. В сознании тогдашних людей этот образ приобретал значение своеобразного оберега от всякого зла.
Ряд художественных работ дополняют народные виды, бытовые сцены из деревенской жизни ( «Свидание», Афанасий Плитик, 1889 г .; «Несе Галя воду», сэр. ХХ в,), портреты украинских девушек ( «Катерина», и пол. ХХ в ., «Портрет девушки в венке», Панас Ярмоленко, 20-30 годы ХХ в.), натюрморты ( «Натюрморт с арбузом», Дмитрий Перепелица, 1930-е годы) и другие.
Сегодня мир только начинает открывать для себя ценность наивной живописи. Еще недавно эти произведения народного гения официально считались «низкостоимостные», их художественную ценность определяли по сравнению с профессиональным живописью, что подчиняется другим законам и имеет другую природу бытия. Народные маляры творили интуитивно, ограничено пользовались средствами линейной и воздушной перспективы, законами светотени и рефлексий. Они не стремились к фотографической передачи изображений. Эти задачи народные мастера решали упрощенно, обобщенно, и от этого их произведения только приобретали своей эмоциональной силы и глубокой символичности. Они отличаются особой поэтичностью, простотой и лаконичностью.
Выставка продлится до 18 августа 2019
На обложке народная картина. “Портрет девушки в венке”
Автор: Ярмоленко П.М (1886 – 1953)
Холст, масло, 20-30 е гг. ХХ в.
Киевская обл., Переяслав-Хмельницкий р-н, с.Ташань.
Комментарии