С 18 февраля по 21 марта в Музее Киева проходит выставка “Восхищение вещами”. Украинский натюрморт ХХ века

В течение ХХ века карьера каждого украинского художника начиналась с натюрмортов. Дети, с которой вырастали славные художники, училась компоновать, видеть взаимодействие цветов, чувствовать фактуру С 18 февраля по 21 марта в Музее Киева проходит выставка "Восхищение вещами". Украинский натюрморт ХХ векаразличных материалов, изображая выставлены в определенном порядке предметы. Далее ученики переходили ко все более сложных постановок, пока выяснялось, что учебные задания закончились, остались только художественные задачи, которые каждый художник ставит себе сам.

Для одних художников натюрморты оставались в прошлом, среди других академических студий, но для других это на первый взгляд простенький жанр становился чем-то большим, чем упражнением для выработки живописной техники.

Натюрморт это всегда любования вещами и вдохновение, которое неожиданно могут дать обычные предметы. Иногда взгляд художника падает на нечто совершенно случайно воткнутую в банке цветущую ветку сирени или кучу блестящих аппетитных перцев и живописец так остро чувствует их мгновенную и быстротекущей красоту, что не может не достичь по кисти. Иногда художник крутит в руках хорошую вещь, любуется благородным блеском фарфора, тяжелым насыщенным цветом керамики или игрой света в хрустальных гранях графина и начинает компоновать эту вещь с другими, которые должны подчеркнуть ее изысканность, до времени заметную только художнику. А иногда художник каким-то удивительным образом как раз смотрит на беспорядок в собственной мастерской и то свет так падает, или настроение такое происходит чудо: случайные предметы словно сами собой объединяются в композиционную целостность, чтобы рассказать художнику, а затем и зрителю, свою историю.

Натюрморт может быть не менее (если не более) повествовательным от многофигурной композиции. Но его рассказ своеобразная, в ней история, которую сообщает с помощью вещей художник, переплетается с собственными историями и ассоциациями зрителей. И чем длиннее зрительский ассоциативный цепь, тем ярче впечатления от живописного произведения. Кто-то узнает на холсте графин с бабушкиного буфета или старого выщербленных кружки, годами слоняется по кухонных уголках; кто вспомнит пьянящий запах летнего дождя и мокрого подоконника, буйное весеннее цветения или богатый дачный урожай и тех, кто был рядом в тот момент, чем-то запомнилась и вот прямо сейчас показалась и почти заново пережитая вместе с художником и его натюрмортом А время зрительская воображение дорисует целый сюжет. Вот седой Григорий Светлицкий сломал в собственном саду веточку сирени, принес в мастерскую, поставил в воду. Вот жизнерадостный Сергей Шишко посмотрел на кисти, засохшие в красочных кувшинах цветы и случайную кучку книг и пошел по полотно для новой работы. Вот Николай Глущенко взглянул в окно мастерской на Крещатике и с удивлением заметил, как чрезвычайно хорошее освещение, случилось именно в тот день, превратило запыленное чучело на сказочной птицы. А через десяток лет зритель разглядывать натюрморт на столике кафе, в котором наряду с привычными салфетками и корытцами с маслом и уксусом стоит дезинфектор, и безошибочно вспомнит и дату, и множество историй, связанных с всемирным пандемийным испугом.

Натюрморт это жанр для тех, кто умеет замечать красоту мелочей, кто способен любоваться привычными вещами и помнить.
Екатерина Липа

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>